Зрение – одно из способов восприятия человеком окружающего мира

bp21

  • (Ваши дополнения, уточнения и ссылки на книги, статьи, фото и видео по теме приветствуются)
  • (Продолжение. Начало здесь и здесь)
  • «Мир не такой, каким кажется.»
    (Духовная мудрость)

Эта тема уже проще. Она об ограниченности диапазона восприятия наших органов чувств. Следовательно, о неполноте ощущения и восприятия внешнего мира.

Итак, примем здесь, что внешний мир существует вне нашего сознания (так сказать, пройдем первый уровень иллюзии).

Примем также, что по своей форме и содержанию внешний мир такой, каким его конструирует наш мозг (второй уровень иллюзии).

В таком случае неполнота ощущений окружающей среды, получаемая через наши органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), станет причиной следующего, третьего уровня иллюзорности восприятия мира.

Что это означает?

Наши органы чувств устроены так, что мы воспринимаем лишь небольшую часть информации из всего имеющегося волнового диапазона (спектра), присущего для окружающего нас мира.

Например, звук. Вначале звуковая волна взаимодействует с человеческим ухом. Она трансформируется нервной системой в электрический сигнал и распознается мозгом в виде того, что мы слышим. Громкость звука зависит от силы колебаний воздуха, а высота или низкость звучания — от частоты.

Высокая частота колебаний воздуха определяет ультразвук, низкая – инфразвук.

Так вот, человеческое ухо воспринимает лишь небольшую часть из этого диапазона (так называемый слышимый звук) — от 16 до 20 000 Гц (дети), но приблизительно с 15-20 лет диапазон частотного восприятия начинает суживаться в связи с утратой чувствительности слуховой системы к самым высоким звукам.

В норме независимо от возраста человек легче всего воспринимает звуковые волны в диапазоне от 100 до 2000 Гц. Всё, что за границами слуха (инфразвук и ультразвук), нами не воспринимается, следовательно, не слышится. Но оно ведь существует! Слоны, к примеру, способны слышать инфразвук, который намного дальше распространяется в атмосфере, чем обычный.

Это помогает им находить друг друга на большом расстоянии. Дельфины и летучие мыши слышат ультразвук. Более того, для них он является главным инструментом ориентации в пространстве, в их среде обитания. С его помощью их мозг выстраивает образ окружающего мира, удобный для их жизни. И они великолепно приспособлены в этом. Что касается слышимого человеком спектра звука, то здесь певчие птицы считаются наиболее тонко чувствительными.

Зрение — второй пример. Окружающий мир наполнен электромагнитным излучением различной частоты колебаний и длины волны. Видимую нашим глазом часть называют видимым светом. В нем различают 7 основных цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

Радуга на небе после дождя – наилучшая иллюстрация этого. Так вот, оказывается, то, что мы видим глазом, составляет всего лишь около 2% от полного электромагнитного диапазона, определяемого сегодня с помощью приборов.

Огромный спектр электромагнитных волн мы не воспринимаем – радиоволны, инфракрасный и ультрафиолетовый свет, рентгеновские и гамма-лучи. Если в качестве сравнения взять число клавиш на рояле, то из 88 видимый свет соответствует всего 2-м клавишам.

Считается, что эта часть спектра стала эволюционно преобладающей в нашем зрении благодаря тому, что она самая интенсивная в излучении Солнца, а атмосфера Земли наиболее прозрачна именно для волн этой длины.

Рис.1.

Рис.2.

На первом рисунке схематично показан весь спектр электромагнитного излучения. Но эта схема не отражает истинную длину диапазонов. Второй рисунке, который на английском языке, демонстрирует уже более точно пропорции диапазонов и увеличено видимый спектр (видимый свет). Аналогичную вертикальную схему на русском языке можно посмотреть здесь.

Как видно, видимый для человека свет в нем занимает лишь узкую полоску. Всё остальное составляет невидимую часть. По этой ссылке можно посмотреть на рисунке, что является источником разных длин электромагнитных волн. А по этой ссылке показана длина волн для каждого цветового участка видимого спектра света. Фактически, это радуга.

На этой странице можно почитать более подробную характеристику каждого спектра электромагнитных волн.

В видеоролике ниже на примере музыкального произведения наглядно показано, как различные диапазоны электромагнитных волн соотносятся с клавиатурой рояля и как звучит композиция в этих диапазонах.

В следующем видеоролике более подробно и научно-популярно рассказывается о том, что представляет собой весь электромагнитный спектр и каковы характеристики основных его диапазонов.

Есть немало животных на Земле, зрение которых намного лучше, чем у человека. В частности, хищные птицы и падальщики (в частности, орлы и стервятники) способны видеть мелкую жертву за много километров. Некоторые животные видят окружающий мир в несколько ином световом диапазоне.

Например, зрение многих насекомых, например, пчел, смещено в ультрафиолетовую часть. Поэтому для пчелы наш многокрасочный мир выглядит желто-сине-зелено-ультрафиолетовым (хотя наверняка мы этого не знаем). Зато красный, которым так богата природа, они не различают. Почему же тогда садятся на красные цветы? Например, розы или маки.

Потому, что красные цветы отражают много ультрафиолетовых лучей, к которым пчелы очень чувствительны.

У змей, наоборот, центр зрения переместился в инфракрасную сторону. Поэтому они видят то, что мы чувствуем кожей как тепло. То есть, эти змеи оборудованы самым настоящим «тепловизором».

Не у всех животных полноценное цветное зрение. Собаки, например, видят мир совершенно не так, как мы. Их цветовой мир состоит из блеклых оттенков преобладающего сине-фиолетового, а также жёлто-зелёного.

У них отсутствует чувствительность к красному цвету, за счет этого они не могут уловить разницу между желто-зеленым и оранжево-красным цветами. Такая особенность собачьего зрения похожа на дальтонизм у людей.

То, что человек воспринимает как сине-зеленое, собака может видеть белым (хотя, опять же, наверняка мы этого не знаем). Зато собаки намного лучше людей различают все оттенки серого цвета.

Кошки (например, домашние) также не могут полноценно различать цвета, но способны различать до 25 оттенков серого цвета. Это помогает им легко ориентироваться ночью. Хорошим ночным зрением обладают совы. Чувствительность их зрения к слабому свету превышает человеческую чуть ли не в 100 раз!

Многие цветы в ультрафиолетовом свете выглядят не так, как люди привыкли их видеть. На них проявляются пятна или узоры, некоторые светятся. У большинства вокруг центра цветка становится видно большое пятно. Оно указывает путь к нектару для насекомых-опылителей, которые видят в ультрафиолетовом диапазоне.

На фотографиях ниже показаны цветки одуванчика обыкновенного, ослинника двулетнего и лапчатки гусиной в видимом и ультрафиолетовом спектрах света. Такими их видят глаза человека и пчелы. (Больше подобных фотографий можно посмотреть здесь. Вопрос: так как же на самом деле выглядят эти цветы?

А вот как выглядит окружающий мир в инфракрасном свете. Больше фотографий можно посмотреть на странице «Другая Земля. Инфракрасный диапазон. (Примечание. Для того, чтобы показать изображения невидимого диапазона, приходится невидимые спектры заменять какими-то цветовыми эквивалентами, называемыми «условными цветами». Из-за этого могут получаться как бы фантастические сочетания цветов.)

На следующих фотографиях показана самая близкая к нам галактика «Туманность Андромеды» (подробнее о галактиках здесь), заснятая в видимом, инфракрасном, ультрафиолетовом и рентгеновском диапазонах электромагнитного излучения.

Источником инфракрасного излучения являются облака газа и пыли, из которых формируются новые звездные системы. Звезды ярко светят в видимом спектре длин волн. Диапазон рентгеновского излучения позволяет увидеть космические останки взрыва звезд.

Вопрос: так как же на самом деле выглядит эта галактика?

На этих трех фотографиях показано очень красивое космическое явление звезды в созвездии Тельца – Крабовидная туманность. Она образовалась в результате взрыва сверхновой звезды в 1054 года н.э.

Теперь, почти тысячу лет спустя, оставшийся после взрыва сверхплотный объект, называемый нейтронной звездой, — извергает поток высоко-энергетичных частиц в расширяющееся облако газа и пыли и вырабатывает энергию по силе, как сто тысяч наших солнц.

Крабовидная туманность показана в инфракрасном, видимом и рентгеновском волновых спектрах. Вопрос: так как же на самом деле выглядит эта туманность?

А здесь фотографии Луны, сделанные в видимом спектре и в гамма-лучах.И опять тот же вопрос: так как же на самом деле выглядит Луна?

На этой странице можно увидеть фотографии еще одной туманности — Туманность Рука Бога (PSR B1509-58), сделанные в различных диапазонах электромагнитного излучения. И опять можно увидеть колоссальную разницу между изображениями.

То же самое касается восприятия запаха и вкуса. Например, нюх собаки значительно сильнее, чем у человека (по разным данным от 40 до более чем 1000 раз). Она способна ощутить всего несколько молекул пахучего вещества в 1 кубометре воздуха .

Еще более чувствительны в плане обоняния самцы бабочек-шелкопрядов. Они способны почувствовать и найти самку, выделяющую половой феромон (специальное пахучее вещество), с расстояния в несколько километров. Понятно, что концентрация вещества в таком случае мизерна.

Известна хорошая способность акул чувствовать вкус крови в воде на большом расстоянии.

Так какой же на самом деле видимый внешний мир? Четко ясно одно – он не такой, каким мы его видим, слышим, нюхаем и по-иному воспринимаем через обычные органы чувств.

Астрономы, чтобы хоть как-то более наглядно показать полноту космического объекта, используют метод комбинирования (наложения) различных изображений одно на другое. Получается более полная картинка. Однако, и в этом случае перевод невидимых человеческим глазом волновых спектров в видимый свет являет собой искажение истинной реальности (иллюзию).

На фотографии ниже показана галактика «Туманность Андромеды» – потрясающе красивый снимок, в котором объединены вместе отдельные изображения в инфракрасном, видимом и рентгеновском волновых диапазонах.

На следующей фотографии показана Крабовидная туманность – потрясающе красивый снимок, в котором объединены вместе отдельные изображения в инфракрасном, видимом и рентгеновском волновых диапазонах.

Я встречал где-то такую аналогию. Мир – это комната. Но входная дверь закрыта. Есть лишь узкая полоска в 1 см ширины внизу двери, сквозь которую можно заглянуть в комнату.

И что мы видим там? Пол, цветной ковер, туфли или даже их каблуки и подошвы, а также то, что образует нижнюю часть ножек стульев, столов, шкафов и иных предметов. Если там есть живые существа, мы увидим часть ступни или лапы, в лучшем случае всю ступню.

Но что мы в таком случае можем сказать о комнате в целом? О ее потолке, стенах, мебели, электронике, растениях и множестве всего остального, включая населяющих ее людей и животных? Мы можем лишь предполагать и догадываться.

А также делать какие-то выводы, исходя из знаний об узкой, самой нижней части комнаты. Но насколько это будет соответствовать истинной картине во всей ее полноте? Ответ: …???…

Таким образом, по самым оптимистическим оценкам человек с помощью своих обычных органов чувств способен воспринимать не более 5% окружающего его мира. Всё остальное скрыто от его восприятия. В таком случае можем ли мы говорить об объективности нашего мировосприятия? Ответ однозначен, нет. Наше видение мира иллюзорно в сравнении с целой картиной.

Читайте также:  Helicobacter pylori: симптомы (на лице, со стороны жкт), диагностика и лечение

Более того, мы даже не знаем, какая она в целом? Можно, конечно, с помощью приборов получить снимки, записи и иные характеристики других волновых диапазонов, перекодировать их в видимый и слышимый спектр и затем совместить их. В итоге получим цельную картинку. Так и делают.

Но опять же, сама перекодировка приводит к искажению первичной информации и создает очередную иллюзию реальности.

Если бы наши глаза видели в более широком диапазоне, то, например, Млечный путь на ночном небе предстал бы нашему взору как невероятно яркое и красочное зрелище — примерно такое, как на изображениях ниже.

И последнее.

А кто сказал, что частотные диапазоны и виды излучений, исследуемые сегодня с помощью приборов, являются окончательными? Что за пределами ныне фиксируемого волнового спектра больше ничего нет? Ведь еще каких-то 500 лет назад люди понятия не имели о 98% невидимого спектра электромагнитного излучения, который удалось открыть относительно недавно благодаря науке. Так и жили себе в 2% восприятия и были уверены, что это и есть весь мир. 🙂 Сегодня мы знаем, что это было заблуждение. И, вот он — еще один парадокс консервативного мышления! Ведь многие, как и раньше, считают, что тот мир, который доступен сегодня научному изучению, является окончательным. Не задумываясь при этом, что есть энергии и диапазоны, проявляющиеся за пределами чувствительности нынешних приборов. Так что вполне может оказаться, что наше сегодняшнее восприятие внешнего мира опять не более 2% (а то и меньше) от того, что может открыться ученым в будущем. Например, когда будет познана природа сознания…

Процитирую в заключение слова Виталия и Татьяны Тихоплав из книги «Новая физика веры»: «Нашим органам чувств недоступна огромная область информации: мы не воспринимаем слишком высокие и слишком низкие для нашего уха звуки; нам недоступна огромная световая гамма; нам недоступна и область первейшей Материи, прозрачной и слишком быстро вибрирующей, чтобы быть как-то ощутимой, – Материи, смыкающейся с Сознанием. Но это не значит, что ничего этого нет.»

PS. Много ценной и интересной информации на озвученную тему содержится в научно-популярном фильме BBC «Испытайте свой мозг. Обратите внимание» (его можно скачать в интернете). (Благодарю моего жж-френда spartak_gomel за наводку.)

  • (Продолжение следует)
  • Георгий Козулько
    Беловежская пуща
  • (Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в х внизу (анонимным пользователям при отправке иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: [email protected])

(Этот пост в Интернете находится по адресу http://bp21.livejournal.com/103392.html)

Источник: https://bp21.livejournal.com/103392.html

Типы восприятия информации у детей

Тип информационного восприятия влияет на эффективность обучения ребенка. Если с раннего детства знания будут подаваться малышу исходя из того, каким образом он воспринимает окружающий мир, то результативность обучения повысится в разы.  Но, безусловно, необходимо развивать все каналы.

Способы восприятия информации человеком

В распоряжении человека есть несколько таких способов. Они определяются пятью органами чувств: зрением, слухом, осязанием, вкусом и обонянием. В связи с этим существует определенная классификация информации по способу восприятия:

  • визуальная;
  • звуковая;
  • тактильная;
  • вкусовая;
  • обонятельная.

Визуальная информация воспринимается с помощью глаз. Благодаря ним в мозг человека поступают различные зрительные образы, которые затем там обрабатываются. Слух необходим для восприятия информации, поступающей в виде звуков (речи, шумов, музыки, сигналов).

Органы осязания ответственны за возможность восприятия тактильной информации. Рецепторы, расположенные на коже, позволяют оценить температуру исследуемого объекта, тип его поверхности, форму.

Вкусовая информация поступает в мозг от рецепторов на языке и преобразуется в сигнал, по которому человек понимает, какой это продукт: кислый, сладкий, горький или соленый.

Обоняние также помогает нам в познании окружающего мира, позволяя различать и идентифицировать всевозможные запахи. Главную роль в восприятии информации играет зрение. На него приходится около 90% полученных знаний.

Как воспринимается информация?

Восприятие информации – это знакомство человека с предметами, объектами и людьми, которые его окружают. Информация воспринимается людьми с помощью пяти чувств: зрения, осязания, обоняния, слуха и вкуса. Мы слышим музыку, пробуем еду, смотрим фильмы, пожимаем друг другу руку.

Благодаря нашим органам чувств, мы анализируем полученные сведения, получаем представления о них. Кроме этого, мы опираемся на прошлый личностный опыт и знания, которые уже у нас есть. Собирая всё это в одно целое, мы получаем полный спектр информации о каком-либо предмете или человеке.

Методы восприятия материала основаны на процессах, которые связаны с психикой людей:

  • Мышление. Когда человек с чем-то знакомится, он вспоминает сведения, которые уже знает.
  • Коммуникация. Человек может назвать что-либо.
  • Эмоции. На разные явления человек реагирует по-разному.
  • Воля. Человек может организовать восприятие.

Основные типы восприятия информации

Теория о каналах восприятия принадлежит Нилу Флемингу, школьному инспектору из Новой Зеландии. Он установил, что человек познает мир с помощью пяти чувств. У психически здоровых детей развиты все каналы, однако всегда один из них доминирует.

При одинаковой подаче школьного материала одни дети успевают отлично, другие отстают. Это происходит не потому, что кто-то умнее или глупее, а потому, что информацию нужно преподносить различными способами и вид задач должен быть разным. Например, если учитель дает информацию исключительно на классной доске, то успевать будут только визуалы, другие же могут отставать в той или иной степени.

Психотип ребенка зависит от того, как он воспринимает окружающий мир. Существуют 4 типа восприятия информации:

  • с помощью зрения — ведущий визуальный канал;
  • с помощью слуха — ведущий аудиальный канал;
  • с помощью ощупывания предметов — ведущий телесно-чувствительный канал (кинестетический);
  • с помощью логических рассуждений — ведущий логический канал (цифровой, дигитальный).

Дети-визуалы

Визуал воспринимает основную часть информации через органы зрения. Такие дети предпочитают наглядные пособия и красивое оформление. С одной стороны, эти люди много мечтают, фантазируют, мыслят картинками, с другой — им не чужда стратегия и четкое планирование.

Визуалы всегда думают о том, как выглядят со стороны и никогда не позволят себе одеться неопрятно. Дети-визуалы обычно не доставляют проблем своим родителям. Они могут долго рисовать, рассматривать картинки, работать с пластилином.

 Богатое мнимое мышление позволяет визуалам хорошо разбираться в графиках, диаграммах, схематических изображениях. Но вербальную информацию они усваивают с трудом.  Учиться им легче с наглядными пособиями: плакатами, слайдами, карточками.

Школьники медленно говорят и плохо запоминают устную речь, однако могут компенсировать свои ограничения, делая выписки и заметки. Подчеркивая и выделяя цветом ключевые моменты, ребенок привыкает выделять главное, не отвлекаясь на лишние детали.

Выразительные жесты учителя для визуалов играют роль якорей зрительной памяти. Хороший эффект дают наглядные пособия: плакаты, магнитные доски, флипчарты, учебные карточки, обучающие фильмы и слайды.

Дети-аудиалы

«В одно ухо влетело, в другое вылетело» — это о ком угодно, но только не про аудиалов! Именно слух является главным каналом восприятия данного психотипа. Такие дети ловят интонацию собеседника, оценивают тембр голоса, им не важно, что говорят, важно — как.

 Аудиалу нетрудно узнать любого человека по голосу. У него прекрасная память и слух. Лучше не перебивайте аудиала — он этого не любит. «Слушатель» — большой любитель споров и невероятных историй, обожает музыку, знает на память много стихотворений, с удовольствием декламирует.

  Предпочитает учиться по лекциям и аудиокнигам, не любит читать и писать.

Типичные проблемы ребенка-аудиала – трудности с орфографией и чтением, рассеянность и забывчивость. Для улучшения навыков концентрации детям рекомендуется проговаривать свои действия. Полезно походить на курсы ментальной арифметики, чтобы внутренняя сосредоточенность вошла в привычку и не вызывала напряжения.

Дети-кинестетики

Кинестетику, как воздух, нужны ощущения. Такие детки рано начинают ползать и ходить, им нужно постоянно находиться в движении: бегать, прыгать, играть. Концентрация внимания у них плохая.

 Кинестетик сверхчувствителен к одежде, ему постоянно что-то колет, давит, мешает.  Чтобы запомнить информацию, лучше собственноручно ее записать.

  С тестами и лабораторными задачами они вполне справляются, а вот произведения даются тяжело.

Таким детям необходимы перерывы между занятиями для зарядки, полезно давать им мелкие поручения, связанные с движением. Курсы ментальной арифметики помогут ребенку-кинестетику улучшить концентрацию внимания, справиться с забывчивостью, преодолеть рассеянность.

Маленькому кинестетику нужны частые перерывы с моторной разрядкой. Опытные учителя стараются давать таким детям мелкие поручения: сходить за мелом или классным журналом, открыть окно, полить цветы. Полезно использовать модели и макеты, смотреть документальные фильмы и приводить примеры из повседневной жизни.

Дети-дигиталы

Дигиталу нужно все подробно логически осмыслить. Для этого он использует цифры и знаки. Такие люди любят четкие формулировки, аккуратную документацию. Дигитал выбирает смысл и функциональность, а не эмоции.

Такие дети обычно зажаты, прямые, скупы на жесты и похвалы, всегда контролируют то, что говорят. Для них сказанное слово — не пустой звук.  Данный тип близок к кинестетикам, но прежде чем что-то делать, он сначала решит, как это лучше воплотить в жизнь.

Это дети-исследователи, которые с радостью разберут пульт от телевизора, распотрошат подушку, попытаются вскрыть лягушку. И не из-за жестокости, а из-за любознательности. Такие дети без труда обучаются по книгам и конспектам, но в силу своей отрешенности и интроверсии не могут похвастаться хорошей моторикой и не ладят с физкультурой.

Как определить психотип ребенка?

Чтобы определить, к какому психотипу относится ваш ребенок, предложите ему сыграть в игру: пусть представит себя в лесу и опишет свои ощущения.

 Аудиал будет говорить о звуках: пение птиц, шелест листвы, шум дождя. Визуал «увидит» пейзаж: деревья, тропинки, небо. Кинестетик почувствует свежий воздух, мягкие листья под ногами.

 Дигитал будет думать о том, где раздобыть компас и карту, как выбраться из леса.

Родителям следует узнать психотип своего ребенка, чтобы эффективно выстроить учебный процесс. Но независимо от типа восприятия, нужно любить своих детей и заботиться о них — без этого успех в жизни маловероятен. Всем детям необходимы развивающие занятия, чтобы выявить скрытый творческий и интеллектуальный потенциал.

Читайте также:  Диета для желудка при заболеваниях - правильное питание

Источник: https://smartum.com.ua/ru/about_us/blog/vospitanie-detej/4-tipi-spriynyattya-informatsii/

Восприятие в психологии — его виды, свойства, ошибки (иллюзии) и особенности восприятия человека человеком

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня хочу поговорить про очень интересную штуку — восприятие человеком окружающего мира и других людей.

Взглянем на этот процесс с точки зрения психологии, чтобы понять его суть. Узнаем, какими свойствами оно обладает, на какие виды подразделяется, какие ошибки иногда возникают и как человек воспринимает другого человека. Надеюсь, что будет интересно.

Восприятие — что это?

Термин «восприятие» можно рассматривать в двух контекстах. В одном из них:

Восприятие – это процесс, посредством которого формируются образы окружающего мира, отражение реальности в психике.

В данном случае понятие представляет собой глагол, то есть действие.

В другом контексте восприятие – это существительное, предмет, результат, сам образ.

Чаще всего наука (что это?) использует первый вариант значений. На него мы и будем опираться в этой статье.

Восприятие является синонимом слова перцепция, которое, в свою очередь, в переводе с латинского perceptio означает субъективное, чувственное познание окружающей среды. Также равнозначно используются такие слова, как: оценка, приятие, созерцание и другие.

Что такое восприятие простыми словами? В процессе жизни человек не перестает заниматься познанием мира. Например, в магазине вас заинтересовала какая-то вещь: вы возьмете ее в руки, чтобы понять, какой она текстуры, веса, плотности, цвета, запаха, вкуса и так далее, то есть задействуете необходимые органы чувств (еда – вкус, книга – зрение).

Все эти характеристики вызывают разные ощущения, которые в совокупности рождают образ предмета. Процесс познания, таким образом, и есть восприятие.

Важно отметить, что восприятие в психологии – это не только сумма ощущений. Сюда также входят наши индивидуальные знания и представления о мире. Данный феномен тесно связан с другими психическими процессами: памятью, мышлением, речью, мотивационной сферой и вниманием.

4 уровня восприятия

Данный процесс содержит в себе 4 уровня:

  1. Обнаружение – здесь мы понимаем, что есть определенный стимул извне (ухо воспринимает некий сигнал).
  2. Различение – собственно восприятие раздражителя (человек понимает, что это звук).
  3. Идентификация – поиск образа среди существующих в психическом опыте (на что он похож из знакомых?).
  4. Опознание – отнесение образа к конкретной категории (это детский смех за окном).

Свойства восприятия

Принято выделять 7 свойств восприятия:

  1. Избирательность – преимущественное выделение одного предмета на фоне остальных по причине невозможности объять их большое множество одновременно. В книжном магазине вы будете перебирать книги одну за другой, чтобы определиться, какую из них стоит купить для дальнейшего прочтения.Когда у вас в руках находится конкретная, в этот момент все внимание сосредоточенно на ней: читатель осматривает ее внешне, читает название, содержание, бегло пролистывает. Остальные как будто не существуют, уходят в фон. Но как только интерес к этому изданию пропадает, внимание перемещается к следующему. В фон уходит то, что было в руках.
  2. Предметность восприятия – представляет собой отнесение предмета к определенной категории предметов среды. Например, зеленое, круглое, твердое и сладкое – это яблоко, фрукт, а зеленое, длинное и рычит – это крокодил, животное.

    Часто процесс узнавания происходит не сразу: человек вынужден потратить некоторое время и дополнительные усилия, чтобы определить род изучаемого объекта (подойти ближе, вслушаться или внюхаться).

    Также узнавание делят на специфическое и неспецифическое: первое – это то, что нам хорошо знакомо (на улице я узнаю автомобиль моего мужа). Второй вид помогает определить только род предмета, его поверхностные характеристики (на улице я вижу много движущихся предметов и определяю их как машины, но не знаю чьи они, год их выпуска, историю и т.д.).

    В связи с этим предметность влияет на поведение человека: если предложить ему на ужин знакомую яичницу, то последняя будет быстро съедена. В случае когда перед нами незнакомый продукт, большинство, скорее всего, проявит осторожность – будет более внимательно интересоваться предложенным блюдом.

  3. Апперцепция выражается в зависимости формирования образа от психического опыта, личностных особенностей индивида. Проще говоря, один и тот же предмет люди воспринимают по-разному, опираясь на свои убеждения, установки, ценности и потребности.

    В приведенном ниже небольшом видео показано это свойство человеческого восприятия на простых картинках, которые каждый видит по-разному:

  4. Целостность – свойство, демонстрирующее тот факт, что образ всегда воспринимается целым на основе совокупности ощущений, от него полученным. То есть его не может создать только лишь цвет или звук. Важным фактором здесь является движение. Например, лягушка не воспринимает муху как муху, если та остается неподвижной, поэтому не будет на нее охотиться.
  5. Структурность заключается в том, что восприятие – не есть сумма отдельных ощущений. Образ рождается только благодаря их взаимодействию. Каждый элемент становится значимым при соотнесении с целым. Например, большое, железное и плывет по воде – это пароход, большое и железное на рельсах – поезд: замена одного элемента меняет образ. Также когда человек слушает музыку, то не воспринимает каждую ноту в отдельности: он слышит всю мелодию. Проигрывание нот в разном порядке и тональности приводит к изменению всей мелодии.
  6. Константность – относительное постоянство окружающих предметов. Почему относительное? Днем вы ясно видите, что ваш дом имеет голубой цвет, но с наступлением ночи он становится серым. При этом вы точно знаете, что дом ваш, так как не придаете значения факту изменения зрительного восприятия. Если бы этого свойства не существовало, то с наступлением ночи повсюду слышались бы крики ужаса и отчаяния: люди не узнавали бы свои жилища, другие ориентиры были бы тоже потеряны.
  7. Осмысленность – это осознанность предметов и явлений окружающего мира. К примеру, если мы видим ложку, то сразу понимаем, для чего она и как ею пользоваться. Это подтверждает тот факт, что восприятие не является врожденным: мы обучаемся ему в течение жизни.

Виды восприятия

  • Мир огромен и разнообразен: каждый предмет или явление воспринимается посредством разных приемников или анализаторов, один из которых всегда ведущий.
  • При чтении печатной информации мы в большей степени опираемся на зрение, в еде – на вкусовые ощущения, обнимая человека, воспринимаем его через тело, тактильный контакт.
  • Существует несколько классификаций видов восприятия:

По модальности:

  1. зрительное – создание зрительного образа:
  2. слуховое – восприимчивость звуков;
  3. осязательное восприятие – считывание информации о среде через тактильные ощущения;
  4. обонятельное – различение запахов;
  5. вкусовое – построение образа с помощью вкусовых ощущений.

В зависимости от ведущего анализатора:

  1. Простой вид – это зрение, слух и осязание. Такой вид восприятия есть у всех здоровых людей.

    В зависимости от того, какой анализатор человек использует чаще всего, его относят к группе людей с соответствующим типом восприятия:

    1. кинестетический (ощущения, движение) – человек (его называют кинестетик) считывает информацию, опираясь больше всего на движение предметов, ощущения, которые эти предметы вызывают.

      В его речи постоянно звучат слова «взять», «ухватить», «пробовать», «ощутить», «почувствовать»;

    2. аудиальный (звук) – большая часть восприятия мира происходит с помощью слуха.

      Такие люди часто говорят «я слышу», «послушайте», «слушать», «звучит» и другие;

    3. визуальный (зрение) – ведущим приемником являются глаза: «я вижу», «смотрю», «представляю».

    Таким образом, прислушавшись к тому, как человек говорит, можно вычислить его индивидуальный тип простого восприятия.

    Это знание поможет решить вечную проблему взаимодействия – неспособность понять друг друга. Последнее происходит именно из-за разных способностей «видения» мира.

  2. Сложный – представляет собой сочетание двух и более типов восприятия в разной комбинации: например, зрительно-слуховой или зрительно-двигательно-слуховой.

    Так происходит, если индивид использует конкретную пару или тройку анализаторов одинаково часто.

  3. Специальный вид – это специфическое восприятие, процесс которого зависит от воспринимаемого объекта: слушаете ли вы музыку, что-то едите или стараетесь высчитать время и пространство, а может анализируете чье-либо отношение к вам – каждая ситуация «требует» своего подхода. Вы не можете попробовать музыку на вкус, понюхать текст и рассказать о чем он, сделать вывод о мягкости предмета, не дотронувшись до него.

По способу актуализации:

Восприятие в психологии также может быть произвольным и непроизвольным. Первое обязательно имеет цель, намерение и осознанность действий. Например, ребенок читает книгу и понимает, зачем он это делает. Он направляет в эту деятельность все свое внимание, сосредотачивает зрение на буквах, держит учебник в руках.

Непроизвольное восприятие вызвано средой, а не целями индивида. Яркий пример: реакция ноги на молоточек невропатолога, которым он ударяет под коленную чашечку, чтобы проверить физиологические реакции.

Ошибки в восприятии (иллюзии)

В мире нет ничего совершенного, и восприятие не исключение. По разным причинам этот процесс может «сбоить» и давать индивиду ошибочные образы, не соответствующие реальности.

Такие нарушения бывают двух видов:

  1. иллюзии – это извращенное восприятие существующих предметов и явлений. Иллюзии, в свою очередь, бывают:
    1. аффектогенные – их причиной являются чувства и эмоции. Например, тревожная личность может рассмотреть в тени от дерева надвигающегося маньяка или монстра, слышать угрозу в чужой речи, стыдливому человеку везде будут мерещиться критика и пристыживание;
    2. парейдолические – возникновение фантастических образов при взаимодействии с реальностью (кровь в стакане вместо воды, жуки вместо пятен грязи). Этот вид иллюзий является предшественником галлюцинаций.
  2. Галлюцинации представляют собой образы, которых не существует в реальности либо их нет в момент кажущиеся восприятия. Данное нарушение самостоятельно присутствует только у психически нездоровых людей – психотиков (например, шизофреники). Единственное условие, при котором нормальный человек может временно видеть галлюцанации – это насильственное изменение состояния психики (гипноз, наркотики).

Восприятие человека человеком

Интересная картина получается, когда речь идет о восприятии человека человеком. Интересная, потому что в действительности мы не видим друг друга при первой встрече такими, какие мы есть в реальности, и на это есть множество причин.

Замечали ли вы, что при знакомстве с личностью, имеющей приятную для вас внешность, вы автоматически считаете его добрым и хорошим? А если он имеет внешние сходства с любимой подругой-мамой-братом, то симпатия к нему возрастает в разы?

Восприятие других обусловлено еще многими факторами, на которые мы осознанно или нет обращаем внимание: осанка, жесты, культура речи, манеры, поведение, его профессия, статус и другие.

Итак, можно выделить 4 способа интерпретации характеристик других людей:

  1. эмоциональный – красивый, значит хороший, душевный;
  2. аналитический – нахмуренные брови, острые скулы «характеризуют» злого человека;
  3. перцептивно-ассоциативный – похож на вредного соседа, значит, такой же неприятный;
  4. социально-ассоциативный – приписывание человеку социальных качеств исходя из внешнего вида. Порванная, грязная одежда «говорит» нам о неблагополучности личности и вызывает желание держаться подальше. А вот опрятный костюм и дорогое авто возвышают незнакомца в наших глазах.

Краткое резюме

Таким образом, восприятие человека человеком поддается социальным стереотипам, меркам и эталонам. Также большое влияние на ваше впечатление могут оказать чужие мнения, высказанные людьми, имеющими для вас авторитет.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

  1. * Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
  2. Подборки по теме
  3. Использую для заработка

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/vospriyatie-chto-ehto-svojstva-vidy-vospriyatiya-psihologii.html

Восприятие мира

Процесс видения человеком окружающего мира состоит из трех последовательных этапов: ощущение, отбор и восприятие.

И хотя эти этапы у людей протекают практически мгновенно, знание сути процессов, происходящих на каждом этапе, помогает лучше понять, как быстро и эффективно улучшить остроту своего зрения естественными методами. Рассмотрим содержание каждого этапа процесса видения окружающей среды.

Ощущение окружающей среды. Ощущения окружающей среды в глазах человека поначалу представляют собою набор воспринимаемых световых пятен, которые формируют сырой зрительный материал. Совокупность множества таких цветовых пятен составляет зрительное поле.

Глаза только что новорожденного человека, например, первоначально воспринимают окружающий мир не более как набор множества цветовых пятен, находящихся в поле зрения. Этот мир еще не имеет четких ориентиров и границ, что может вызывать у новорожденного неожиданный испуг от новых предметов, лиц людей и т. п.

Поэтому новорожденного ребенка нежелательно показывать чужим людям, незнакомый вид которых может вызвать у него сильный испуг.

Отбор ранее опознанного представляет собой распознавание мозгом некоторой части зрительного поля. Распознавание связано с быстрым накоплением огромного запаса зрительной памяти в затылочной части мозга человека. За простыми ощущениями в глазах набора световых пятен следует отбор сознанием ранее опознанных предметов и лиц людей.

Опознанная часть зрительного поля выделяется мозгом из общей совокупности всех других образов. Мозг дает глазам непрерывно управляемую им команду начать фокусировать ясные (опознанные) цветовые образы в самом центре своей сетчатки, в точке наиболее острого зрения.

Это действие способствует многократному повышению четкости видения опознанного изображения.

Восприятие окружающего мира происходит после фокусировки в глазах человека опознанной мозгом части цветовых образов зрительного поля. Затем следует передача их в виде импульсов по нервным волокнам в головной мозг, где осуществляется уточнение узнанных световых ощущений и отбор интересующих материальных объектов окружающей среды.

Суммарный результат ощущения глазами физического объекта, последующего отбора и восприятие его памятью сознания и представляет собою процесс видения, который практически неразделим и происходит мгновенно.

Глаза и нервная система человека ощущают физические объекты, а разум их непрерывно воспринимает, анализирует и отбирает.

Четкое видение физических объектов является результатом точного ощущения их глазами и правильного восприятия их разумом.

Обратите внимание на то, что физические объекты не даются зрению человека в качестве первоначальных данных. Изначально глаза воспринимают общий набор ощущений цветовых пятен, не имеющих отношения к физическим объектам.

Далее наш разум опознает цветовые ощущения, затем осознанно выбирает из них конкретные ощущения для их интерпретации как видимых физических объектов в пространстве.

Процессы ощущения, отбора и восприятия окружающего мира у взрослого человека протекают практически одновременно и мгновенно, так как его сознание имеет огромный опыт (память) распознавания различных зрительных образов.

Взрослый человек осознает лишь конечный результат видения – восприятие физических объектов. Большинство людей на Земле не знают о существовании промежуточных и вспомогательных этапов в процессе зрения в виде ощущения и отбора.

Новорожденные дети не готовы полностью воспринимать объекты окружающего мира. Их мозг не имеет для этого необходимой памяти, хотя глаза новорожденного ребенка воспринимают световую информацию об окружающем мире, а нервные волокна передают ее в мозг.

При этом новорожденный ребенок ощущает массу смутных и неясных чувств.

Окружающий мир видит разум человека, а не его глаза. Глаза только ощущают окружающий мир и передают свои ощущения через нервные волокна разуму.

Он просто не воспринимает отдельные физические объекты окружающего его мира и слабо реагирует на них. Новорожденный ребенок постоянно проявляет огромный интерес к окружающему миру, учится его распознавать.

По мере накопления большого запаса опыта и памяти, способной сохранять этот запас, ребенок начинает быстро и автоматически воспринимать окружающий мир и относиться к нему более спокойно. Читатель, ты уже четко понимаешь, что в процессе зрения глаза и нервная система человека ощущают физические объекты, а разум их воспринимает.

Однако общепринятые методы лечения зрительных расстройств уделяют внимание только одному элементу в общей цепочке процесса зрения: физиологическому механизму сенсорного аппарата, который ощущает световые пятна и производит их отбор.

Способность мозга помнить восприятия световых образов физических объектов и мгновенно выдавать управляющие сигналы на соответствующие элементы глаз официальной медициной практически не учитывается.

Это и является основной причиной прогрессирующего ухудшения зрения при ношении очков, линз и т. п.

Для лучшего понимания некоторых рекомендаций по улучшению остроты зрения естественными методами рассмотрим более подробно механизм строения и работы глаза человека.

Следующая глава

Источник: https://med.wikireading.ru/38097

Презентация к уроку (подготовительная группа) на тему: СПОСОБЫ ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКОМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА . | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №99 »комбинированного вида г . Саранска, Мордовия. СПОСОБЫ ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКом ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА . Выполнила воспитатель высшей категории ХРАМОВА ЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА.

Слайд 2

ГЛАЗА-словно окна в мир. Больше всего сведений о мире человек получает с помощью зрения. Зрение помогает различить цвета, размер, форму предмета. Благодаря зрению мы читаем, смотрим, любуемся красотой природы . ГЛАЗА- — орган зрения

Слайд 3

Берегите зрение! 1 .Читай , пищи только при хорошем освещении, но свет не должен попадать в глаза . 2.Книга и тетрадь должны лежать на расстоянии 30-35 см от глаз. Книгу при чтении ставь на наклонную подставку.

Слайд 4

3.Не читай лежа и н е читай в транспорте . Книгу очень тяжело держать на нужном расстоянии ,она постоянно прыгает перед глазами и они быстро устают.

Слайд 5

4. Если долго читаешь , пишешь , рисуешь, через каждые 20 мин давай глазам отдохнуть: посмотри в окно и посчитай до 20.

Слайд 6

5. Для глаз очень вредно подолгу смотреть телевизор. Нельзя смотреть передачи больше полутора часов ( 2-3 передачи в неделю и не ближе ,чем на 2-3 метра от экрана).

Слайд 7

6. Никогда не три глаза грязными руками, пользуйся чистым носовым платком. 7. Будь осторожен с острыми предметами, чтобы не поранить глаза!

Слайд 8

8.Если у тебя ухудшается зрение – обратись к врачу. НЕ СТЕСНЯЙСЯ НОСИТЬ ОЧКИ .

Слайд 9

УШИ – орган слуха . С помощью ушей ,мы с вами слышим все те звуки, которыми наполнен мир. Особенно важно для человека слышать речь других людей и звуки окружающей его природы. С помощью слов люди передают друг другу свои мысли и знания.

Слайд 10

Правила Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить ваткой . 2. Нельзя чистить уши спич-ками, булавками и другими острыми предметами. ушек . для

Слайд 11

3.Нельзя слушать громкую музыку , резкие звуки сильный шум. 4. Чаще отдыхай в лесу, на лугу и у реки.

Слайд 12

Обоняние — это способность чувствовать запахи. , а некоторые предупреждают об опасности. Плохое обоняние у курящих и больных людей. Берегите себя , закаляйте свой организм –это поможет сохранить хорошее обоняние . НОС -орган обоняния

Слайд 14

Вкус пищи человек различает с помощью вкусовых сосочков , которые расположены на языке. Съедая пищу мы, узнаём испорчена она или нет. Горячая пища обжи- гает язык и мы не чувствуем её вкуса. Язык – орган вкуса

Слайд 15

С помощью кожи можно определить какой предмет-гладкий, шершавый , мягкий или твердый. Также ,в темноте ,можно определить размер и форму предмета. Кожа предупреждает нас и об опасности.(горячий и холодный предмет). КОЖА – орган осязания

  • Слайд 16
  • Способность человека чувствовать прикосновения , боль , тепло , холод называется осязанием .
  • Слайд 17

Глаза , уши , нос , язык , кожа – это органы чувств. Они позволяют нам воспринимать окружающий мир , наслаждаться его красотой их надо беречь . Лабораторные задания : 1.Проверте себя сможете ли вы узнать предметы по запаху ? 2. Завяжите глаза другу и попробуйте с по-мощью осязания узнать предмет и описать его. 3.Расскажите основные правила как оберегать Органы чувств.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2017/09/18/sposoby-vospriyatiya-chelovekom-okruzhayushchego-mira

9 примеров того, как человек видит мир при разных отклонениях

  • 20+ фотографов, которые доказали, что для креативных снимков нужен вовсе не фотошоп, а смекалка
  • 7 состояний и эмоций наших предков, которые вы не сможете испытать, как бы ни старались
  • 24 макрофотографии, которые доказывают, что ваше тело — это целый космос
  • Что такое русский народный стиль на самом деле (Кокошники и красные сарафаны тут ни при чем)
  • 15 обычных вещей в багаже, с которыми не стоит пытаться пересечь границу
  • Как изменились 9 ярких романтических героинь советских фильмов
  • Психолог рассказала о том, почему каждой женщине иногда стоит побыть в одиночестве
  • Звезда инстаграма показала, что у всех бывают неудачные фото. Она уверена, что такие снимки могут спасти кому-то жизнь
  • Как маркетологи навязывают женщинам абсурдные тренды красоты
  • 20 примеров рекламы, которая показывает мир под необычным углом
  • Почему кумиры поколения Z нам с вами кажутся странными, а современные подростки от них без ума
  • 10 современных трендов последних лет, которые на самом деле были популярны еще 100 лет назад
  • 9 популярных мифов о разных странах, которые способны довести их жителей до белого каления
  • 16 человек, которые на своем опыте узнали, что дети — это весело
  • В Китае появилось гиперреалистичное приложение по замене лиц. От его возможностей становится слегка не по себе
  • 16 человек рассказали, в какие неловкие ситуации их угораздило вляпаться

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/9-primerov-togo-kak-chelovek-vidit-mir-pri-raznyh-otkloneniyah-2080865/

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]